НАСЛЕДИЕ: суворовское военное училище

07.08.2018 Выкл. Автор blogadmins
НАСЛЕДИЕ: суворовское военное училище

Санкт-Петербургское суворовское военное училище расположено на территории Воронцовского дворца, построенного для канцлера Российской империи графа Михаила Илларионовича Воронцова. Сегодня комплекс исторических зданий нового военного городка является объектом культурного наследия регионального значения.

В XVIII веке на участке располагался дворец графов Воронцовых. Дворец был приобретен казной и в 1806-1809 гг. перестроен по проекту архитектора А.Е. Штауберта для устройства в нем созданного в 1795 г. Военно-сиротского дома, размещавшегося ранее в Гатчине. В этом учебном заведении было два отделения с учетом сословной принадлежности: дворянские сироты обучались по курсу кадетских корпусов и выпускались офицерами, на другом отделении обучали грамоте и арифметике и в 18 лет отдавали в солдаты.

Бывший усадебный дом Воронцова остался практически без внешних изменений, но с внутренними переделками. Парадный вход с лицевого фасада сократился до одного дверного проема по центральной оси, а со стороны дворового, возможно, оставались три дверных проема. Во время реконструкции зданий Военно-сиротского дома в него была встроена православная церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего ), соединившая лицевой корпус с бывшим воронцовским домом.

В разные годы в бывшем Воронцовском дворце располагались Дворянский полк (1807-1855 гг.), Константиновский кадетский корпус (1855-1859 гг.), Константиновское военное училище (1859-1894 гг.), Константиновское артиллерийское училище.

Константиновское артиллерийское училище. Фото 1907 г.

На плане Петербурга 1883 г. на участке Константиновского артиллерийского училища видны два длинных прямоугольных строения, которые заняли часть бывшего ботанического сада усадьбы почт-директора Ашева. При этом видно, что при выборе места для строений учитывалось наличие сада и он сохранен между зданиями перед бывшим усадебным домом. На месте озелененного участка было выстроено новое 4-этажное здание для командного состава артиллерийского училища. К этому же времени деревянный переход между главным каре и бывшим домом Ашева перестроен в каменный.

Для создания новых зданий манежей, средней конюшни и фуражного сарая был выбран стиль эклектики с использованием классических элементов, открытой кирпичной кладки с расколеровкой под древнерусскую архитектуру — красный кирпич, штукатурные беленые детали. При строительстве манежа с конюшнями была разобрана примыкавшая к нему вплотную круглая башня каре. Возможно, в это же время были перестроены хозяйственные постройки, в том числе каменный флигель п-образной формы.

Реставрация фасада манежа с конюшнями

При дальнейшей реконструкции в помещениях главного каре и новых зданиях манежей и конюшен были устроены деревянные подшивные потолки с орнаментальной разделкой (кессонами). Подобная подшивка сохранилась и в большом манеже и частично в бывших конюшнях.

Заказчик сохранил архитектуру фасада начала XIX века, хотя общая композиция потеряла выразительность силуэта за счет нивелирования высот корпусов. Следует подчеркнуть, что в бывшем усадебном доме всегда тем или иным способом выделялась центральная часть — сначала это был мезонин с треугольным фронтоном и парадный центральный вход, А.Е. Штауберт при реконструкции также выделил центр здания, а в 1863 г. в проекте был предусмотрен портик с балконом. При этом прибрежная (парадная) часть бывшей усадьбы Ашева использовалась больше под хозпостройки, что исказило первоначальную композицию. Они перекрыли вид с Фонтанки на здания старинных усадеб, восходящих к раннему периоду существования Петербурга.

В 1918 г. в Петрограде на основе расформированного Константиновского училиша были открыты Красные Вторые Петроградские советские артиллерийские курсы РККА. Тогда же был закрыт храм Обновления. С 1920 г. курсы стали именоваться Первой Петроградской артиллерийской школой командного состава. В марте 1937 г. школа преобразована в училище и стала называться 1-е Ленинградское артиллерийское училище имени Красного Октября. В 1968 г. училище было преобразовано в Ленинградское высшее артиллерийское командное училище (ЛВАКУ). В 1993 г. на базе училища сформирован кадетский ракетно-артиллерийский корпус.

В настоящее время в здании комплекса размещено Санкт-Петербургское суворовское училище.

Приступив к реставрации бывшего дома графа Воронцова, специалисты компании ООО «Деметра» в Георгиевском зале под слоем штукатурки XIX века обнаружили на стенах и под перекрытиями объемные изображения колонн и декор в технике гризайль, предположительно, XVIII века. В XIX веке при перестройке и приспособлении дворца под нужды военного ведомства уникальные изображения сохранили под слоем штукатурки, а современные реставраторы провели консервационные мероприятия, чтобы потомки могли видеть искусство прежних мастеров. Также провели консервацию участка потолка коридора, чудом уцелевшего при пожаре. Реставраторы предположили, что вся эта живопись принадлежит мастерам из группы итальянского художника П. Гонзаго, который в XVIII веке работал в Петербурге и пользовался популярностью.

Сохранившиеся в перекрытии фрагменты живописи в технике гризайль XIX века

Все этапы развития комплекса стали очевидными после того, как реставраторы начали раскрывать исторические слои штукатурки, живописи, лепного декора, которые создавали и наносили предыдущие мастера.

Особого внимания потребовало восстановление вестибюля первого этажа и парадной лестницы. В XVIII веке была в моде «гротовая» архитектура: невысокие своды потолков с нанесенным на них характерным образом специальным раствором. Вручную создавались свисающие «наплывы» — так называемая «шубка». Состав штукатурки был воспроизведен современными реставраторами таким образом, чтобы раствор не застывал так же быстро, как гипс. Специалисты раскрыли секрет старых мастеров — добавление в гипс извести — и использовали этот рецепт в наши дни.

При реставрации пола были использованы мраморные плиты. Старый пол не сохранился — возможно, он, как и в большинстве зданий той эпохи, был выложен известняком или мрамором. Также при восстановлении парадной лестницы были отреставрированы сохранившиеся и воссозданы утраченные ступени из известняка, проведены реставрация и восполнение утрат кованого ограждения. Теперь и холл, и лестница имеют тот парадный вид, который должен был приобрести объект с учетом современного использования под Суворовское училище.

Восстановленные интерьеры Николаевского зала с историческими люстрами

Восстановленные интерьеры Николаевского зала с историческими люстрами

В XIX веке предположительно А.Е. Штаубертом были спроектированы помещения актового зала с примыкающей к нему галереей, столовой, спальнями, учебными кабинетами. Тогда в конструктив здания были внесены металлические балки. Своды были усилены тончайшими металлическими фермами, появились металлические колонны. На тот момент это было чудом конструкторской мысли.

Один из приемов, использованных при создании интерьеров спален и столовой, — облицовка потолков наборной вагонкой. В процессе реставрации современные мастера не могли не восхититься той тончайшей работой, которую проделали их предшественники, и сложнейшими математическими расчетами проектировщиков XIX века.

Парадная лестница

Надо отдать должное современным реставраторам — для того чтобы сохранить и показать принципы старых архитектурных решений, при проектировании в стенах зала, столовой, спален, классов и библиотеки они применили новый прием: в перегородки, отделяющие друг от друга помещения, были вставлены стеклянные заполнения, что позволило создать впечатление объема и протяженности потолков. Таким образом, современные архитекторы приняли «эстафетную палочку» приспособления объекта к новым реалиям уже в наши дни и продемонстрировали инженерную мысль предыдущих специалистов.

Такой же бережный подход реставраторы сохранили применительно ко всем постройкам комплекса. Стены манежа и конюшен были закрашены многочисленными слоями различных красок. При расчистке стен обнаружилось, что в более ранние периоды утраты кирпичной кладки «лечились» жесткими цементными растворами, из-за чего кирпич не дышал и разрушался. Несмотря на сложность работ, таких как вычинка, домастиковка, формирование швов известкового состава, исполнение карнизных тяг, наличников, колонн, рустованных пилястр, зданию удалось вернуть аутентичный исторический вид. Особую изюминку ему придает отреставрированная первая нитка оконных заполнений.

Музеефицированное барочное окно

Холл первого этажа

В процессе восстановления внутреннего двора здания усадьбы Воронцова был организован современный асфальтированный плац. Из Георгиевского зала на него был выведен балкон. Во время реставрации были найдены оконные проемы с обрамлением в барочном стиле. Сохранить их не представлялось возможным, так как тогда был бы нарушен вид фасада, который сейчас выполнен в стиле модерн. Тем не менее реставраторы нашли выход из этого положения, сохранив и музеефицировав одно барочное окно со стороны плаца, в углу фасада, таким образом напоминая о первоначальном барочном виде здания.

При реставрации Николаевского зала были отреставрированы две кованые люстры черного металла и воссоздана третья, утраченная люстра. Все они сейчас заняли свои исторические места. Также мастера сохранили и отреставрировали парты XIX века, и теперь за ними будут заниматься современные суворовцы.

Отрадно думать, что суворовцы будут изучать теперь «науку побеждать» в исторических интерьерах, перешедших благодаря современным реставраторам в наш век в первозданном и восстановленном виде.

Во время реставрации было сделано множество исторических и художественных открытий, и всегда современные мастера относились к работе своих предшественников бережно, с пиететом, по возможности сохраняя их идеи и конструктивные особенности тех эпох.

Георгиевский зал. Музеефикация живописи XVIII и XIX веков. Отреставрированные исторические парты

Асфальтированный плац