НАСЛЕДИЕ: Нахимовское военно-морское училище

07.08.2018 Выкл. Автор blogadmins
НАСЛЕДИЕ: Нахимовское военно-морское училище

Это здание вот уже второе столетие подряд считают петербургским символом просвещения и образования. В начале прошлого века здесь базировалось ремесленное училище, после революции — общеобразовательная школа, а уже с 1944 г. и до сегодняшнего дня — знаменитое Нахимовское военно-морское училище.

Бывший Городской училищный дом имени Петра Великого, а ныне Нахимовское военно-морское училище, возведенный петербургским архитектором Александром Ивановичем Дмитриевым, является одним из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства начала ХХ столетия.

Мысль о возведении «народного школьного дома» возникла в 1902 г., когда велись подготовительные работы к празднованию юбилея столицы Российской империи. Программа предусматривала строительство крупнейшего в столице учебно-просветительского комплекса для детей и юношества. В основной части здания следовало разместить 12 классов начального училища, городскую бесплатную читальню, зал и другие помещения. В отдельном корпусе — ремесленные училища с классами и мастерскими. Комиссия по образованию Городской думы задумала эту постройку как своеобразный памятник основателю Санкт-Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа». И далеко не случайным было в этой связи место, где мыслилось построить Училищный дом, — вблизи Домика Петра I.

Здание находится в одном из живописнейших уголков Санкт-Петербурга, на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, где от реки Невы берет свое начало Большая Невка. Его крупные живописные объемы, отсылающие к эпохе петербургского барокко, чрезвычайно органично вписались в панораму невских берегов, став интересным и мощным акцентом, доминирующим на всем протяжении Петроградской набережной. Силуэт фигурных крыш с легким шпилем-мачтой, пластическое решение бело-голубых фасадов, скульптурное убранство создают яркий и запоминающийся образ.

Обращение к барокко, ориентация на конкретный исторический контекст, безусловно, не были случайными, большую роль играли как сложившиеся традиции необарочного строительства в Петербурге, так и художественная атмосфера начала века, проникнутая тягой к изучению истории и культуры родного края. В эти же годы было возрождено объединение <<Мир искусства », в котором видную роль играли художники Б.М. Кустодиев, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский. Училищный дом предоставлял «мирискусникам» возможность хотя бы частично провести в жизнь свои творческие установки: историзм, просветительство, декоративность.

Лепной барельеф бронзовым бюстом Петра 1

Пластический декор Училищного дома создан по эскизам А.Н. Бенуа скульптором В.В. Кузнецовым. Крупномасштабный рельеф в тимпане лучкового фронтона включает в себя огромный картуш с монограммой Петра I и фигуры обнаженных юношей-атлетов, держащих свисающую львиную шкуру, на которой помещен циферблат часов (часы изготовлены фирмой «Фридрих Винтер»). Смысловой центр — бронзовый бюст Петра I в фигурной нише третьего этажа, заключенной в пышное рокайльное обрамление с фигурками путти. Бюст отлит в мастерской В.З. Гаврилова.

К 240-летию Петра I, 30 мая 1912 г. Училищный дом был освящен. Столичная пресса весьма справедливо называла новое здание «дворцом Петра I», <<домом-дворцом», «чудом строительства ». Высокую оценку давали ему и специалисты. Училищный дом А.И. Дмитриева действительно стал самым значительным и примечательным сооружением среди школьных зданий Петербурга начала века.

После революции 1917 г. в здании Городского училищного дома имени Петра Великого размещались Городской лазарет № 237 для психически больных солдат (по ситуации на 1918 г.), а затем 176-я единая трудовая школа, а также детский дом ( позднее школы меняли названия и номера).

С 1944 г. в этом здании разместилось Нахимовское военно-морское училище (НВМУ). По устным свидетельствам, архитектор А.И. Дмитриев сам предложил выбрать для нового учебного заведения здание бывшего Городского училищного дома. «И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», — признавал создатель великолепного памятника архитектуры начала ХХ века.

Сегодня здесь проходят масштабные ремонтно-реставрационные работы, целью которых является сохранение объекта культурного наследия, а также приспособление исторического здания для современного использования как учебного и административного корпуса Нахимовского училища. В здании предусмотрено размещение кабинетов администрации, преподавателей дополнительного образования, актового зала для проведения торжественных мероприятий и музея.

Начальный этап реставрационно-ремонтных работ подразумевает комплексное восстановление фасадного ансамбля здания с воссозданием всех утраченных элементов. Целью ставится как можно точнее повторить авторский замысел архитектора А.И. Дмитриева. Предварительно специалистами компании ООО «Деметра» была проведена большая изыскательская работа в архивных и музейных фондах города. Благодаря сохранившимся историческим чертежам, планам, графическим, живописным и фотографическим изображениям облик бывшего Училищного дома на момент его открытия в 1912 г. весьма ясен.

Дубовое дверное заполнение полусветлое, арочное. Многослойность и загрязнение лепной композиции десюдепорта

При проведении натурного обследования основное внимание было уделено определению степени сохранности материалов отделки, оценке их технического состояния, наличию дефектов и, по возможности, выявлению причин их появления. Кирпичное здание имеет п-образную планировку, состоящую из пяти корпусов разной этажности, соединенных между собой. Окраска штукатурного слоя стен сильно загрязнена, определяются трещины и шелушение поверхности, связанные, в первую очередь, с неоднородностью штукатурных слоев и необоснованностью применения шпатлевочных слоев значительной толщины. Отсутствие необходимых расчисток в ходе предыдущих реставрационных работ привело к увеличению толщины штукатурной отделки и нарушению пластики фасада. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы удалить все позднейшие штукатурные и шпатлевочные слои до твердой основы. В некоторых местах потребовалось восстановление целостности кирпичной кладки специально изготовленным кирпичом исторического размера и фактуры.

Общий вид горельефа главного фасада

В декоративном оформлении фасадов использован лепной декор: картуш, обрамляющий бронзовый бюст Петра I, обрамление циферблата часов, модульоны, капители колонн, горельеф и скульптурные композиции на южном фасаде. При проведении обследования был выявлен ряд проблем: декор сильно загрязнен, многослойно окрашен, наблюдаются разрушения, местами с обнажением металлоарматуры. Из-за дефектов основания (трещин в кирпичной кладке) бронзовый бюст Петра I имеет некоторое отклонение в сторону. Циферблат часов, покрытый керамическими изразцами, имеет трещины и загрязнения. Сейчас проходят работы по реставрации пластического убранства фасадов: расчистка от загрязнений и покрасок, удаление деструктированных и укрепление ослабленных фрагментов. Если восполнение мелких утрат ведется методом домастиковки на месте, то крупные детали будут отливаться в мастерской по моделям, изготовленным по сохранившимся образцам. В этой работе реставраторам приходится не только соответствовать уровню профессионализма предшественников, но и иметь дело с редким разнообразием материалов отделки и техник ее изготовления.

Также идут работы по реставрации и воссозданию металлодекора фасадов и кровли. Кровля здания имела не только сложную конфигурацию, но и была богато декорирована башенками, аттиками, фронтонами и слуховыми окнами различной формы. Печные трубы здания были украшены живописными дымниками, которые, к сожалению, не сохранились. Помимо металлодекора наверший дымовых труб, кровля здания была богато украшена декоративными колпаками на воронках водосточных труб. Они также утрачены . Все эти исторические фрагменты будут воссозданы по иконографическим материалам и аналогам, сохранившимся на объекте. Также будут отреставрированы и восстановлены решетки окон цокольного этажа, металлические ограждения балконов, кованые флагодержатели, а кровлю заменят на медную.

За долгий период эксплуатации многое из наружной отделки здания было либо повреждено, либо безвозвратно утрачено. Так, в советское время двери дворовых фасадов разделили печальную судьбу многих дверей Петербурга, их самовольно заменили на новые. Сохранившиеся двери лицевых фасадов нуждаются в серьезной реставрации с восстановлением резного декора. Будет произведен демонтаж всех оконных проемов с восстановлением исторической расстекловки по иконографическим материалам.

На восточном и южном фасадах сохранились известняковые плиты входов в здание, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Утраченные известняковые ступени будут восполнены в оригинальном материале того же месторождения, в тех же размерах, с воссозданием их подлинного исторического рисунка.

Проектом реставрации предусматривается устройство козырьков над входами дворовых фасадов по историческим аналогам, реставрация металлических и кирпичных оград, восстановление утраченной люстры-фонаря в арочном проезде.

Здание Нахимовского военно- морского училища неотъемлемая часть исторического облика Санкт-Петербурга. Проводимые специалистами компании ООО «Деметра» реставрационные работы нацелены на то, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать подлинность архитектурного решения одного из самых красивых учебных заведений.